Знания задача проблема теория

Наука - это форма духовной деятельности людей, направленная на производство знаний о природе, обществе и о самом познании, имеющая непосредственной целью постижение истины и открытие объективных законов на основе обобщения реальных фактов в их взаимосвязи, для того чтобы предвидеть тенденции развития действительности и способствовать ее изменению. Развивающееся научное знание претерпевает последовательную смену следующих форм: факт, проблема, гипотеза, теория и парадигма. Необходимо отметить, что термин « факт» в научной литературе употребляется в двух значениях: факт как реально происходящее или уже произошедшее событие факт действительности ; факт как описание данного события на некотором языке. Если факт осмыслен и зафиксирован в языке какой-либо науки, то здесь имеет место научный факт. Фиксация в других системах понятий дает нам мифологический, религиозный факт или другие виды фактов. Необходимо помнить, что н аучный факт — это осмысление реального явления с определенной теоретической точки зрения. Поэтому истинность фактов определяется истинностью применяемой теории, т. Строго говоря, ложными научные факты признаются: когда они не соответствуют реальным явлениям и свойствам объектов; когда доказана ложность теории, на основе которой описано данное явление. Оценкой фактов заканчивается первый этап научного познания. Следующий этап связан с появлением фактов, которые не могут быть объяснены с помощью имеющихся знаний. Возникает проблемная ситуация — осознанное противоречие между новыми фактами и существующей теорией. В этом случае в познании требуется совершить диалектический скачок: дать новое объяснение событию, т. Проблема — это форма выражения необходимости развития знания, которая отображает противоречие между знанием и действительностью или противоречие в самом познании. Постановка проблемы — выход из сферы уже изученного в сферу того, что необходимо изучить, поиск ответа на вставший перед исследователем вопрос в условиях отсутствия необходимой и достаточной информации для. При постановке проблемы и при её решении требуются факты. Таким образом, научная проблема — это вопрос, для ответа на который требуется новое знание. Она выступает закономерным этапом развития научного познания. Наука не может прогрессировать без решения все новых и новых проблем. Отсутствие проблем привело бы к прекращению исследований, т. Поэтому задача пытливого ума — ставить и решать научные проблемы. Постановка проблемы предусматривает следующий процесс: отделение фактов объясненных известных от фактов, требующих объяснения; формулировка вопроса, выражающего основной смысл проблемы; постановка конкретных задач по ее решению. Гипотеза — это обоснованное предположение, не противоречащее достоверным фактам, законам, доказанным положениям науки. Гипотеза — форма и способ научного познания, с помощью которой формируется один из возможных вариантов решения проблемы. Она является формой развития научного познания, способом перехода от неизвестного к известному, от незнания к знанию, от неполного, неточного знания к знанию более полному, точному. Поскольку гипотеза наряду со старым содержит и новое знание, то она должна подлежать проверке. Практическая проверка — это соотнесение гипотетического значения с реальной действительностью или с результатом эксперимента. Теоретическая проверка — это соотнесение с известными фактами как можно большего количества логически выведенных из гипотезы следствий. Оно становится новым элементом старой теории или образует новую теорию, которая представляет собой систематизированное доказанное знание о каком-либо фрагменте действительности, которое имеет логическую структуру и даёт целостное, синтетическое представление о закономерностях и сущностных характеристиках объекта. Теория в отличие от гипотезы, является знанием достоверным, истинность которого доказана и проверена практикой. Теория характеризуется системной, логической организацией и своим объективным содержанием. Развитие теории осуществляется в ходе постоянного уточнения ее положений на основе вновь получаемых фактов. Цикл завершается: чтобы подтвердить или опровергнуть новую теорию, нужны новые факты. Согласно Куну, научное знание развивается скачкообразно, посредством научных революций. Любой критерий имеет смысл только в рамках определённой парадигмы, исторически сложившейся системы воззрений. Научная революция — это смена научным сообществом объясняющих парадигм. Научное исследование осуществляется в рамках той или иной научной школы или парадигмы. С другой стороны, научное познание завершается выработкой научной парадигмы. Под парадигмой от греч. «пример, модель, образец» подразумевается совокупность фундаментальных научных установок, представлений и терминов, принимаемая и разделяемая научным сообществом и консолидирующая объединяющая большинство его членов. Парадигма как высший уровень обобщения знания обеспечивает преемственность развития науки и научного творчества. Она исключает не согласующиеся с ней концепции и служит образцом для решения исследовательских задач. Понятие парадигмы было введено в теорию познания американским философом Томасом Куном.Теория познания Навигация: Статистика: Теория познания Значение слова "Теория познания" в Большой Советской Энциклопедии Теория познания, гносеология, эпистемология, раздел философии, в котором изучаются проблемы природы познания и его возможностей, отношения знания к реальности, исследуются всеобщие предпосылки познания, выявляются условия его достоверности истинности. В отличие от психологии, физиологии высшей нервной деятельности и других наук, Теория познания как философская дисциплина анализирует не индивидуальные, функционирующие в психике механизмы, позволяющие тому или иному субъекту прийти к определённому познавательному результату, а всеобщие основания, дающие возможность рассматривать этот результат как знание, выражающее реальное, истинное положение вещей. Два основных направления в Теория познания -. История Теория познания В античности центральной в Теория познания выступала проблема отношения знания и мнения, и заблуждения. При этом знание понималось в единстве с его предметом: для идеалиста Платона предметом познания является мир идей, для древнегреческих материалистов - природа. Античная философия исходила из того, что знание есть своеобразная копия предмета; эта предпосылка принималась как нечто совершенно естественное и даже особенно не обсуждалась. Главный интерес дискуссии состоял в выяснении того процесса, посредством которого предмет переводится в состояние знания. Тезис о единстве знания и предмета специфически сочетался с непониманием активности субъекта в процессе познания: истинный объект может быть только «дан» познающему; все продукты его творчества, его субъективной познавательной деятельности - лишь неистинное мнение. Крупный шаг в развитии Теория познания был сделан европейской философией 17-18 вв. Теория познания выступала не только как анализ философско-метафизического знания, но и как критическое исследование научного знания. В этот период проблематика Теория познания занимала центральное место в философии, будучи исходной при построении философских систем а иногда и совпадая с этими системами. Ставилась задача отыскания абсолютно достоверного знания, которое было бы исходным пунктом и вместе с тем предельным основанием всей остальной совокупности знаний, позволяющим дать оценку этих знаний по степени их истинности. Выбор разных путей решения этой задачи обусловил появление. Ориентация на механико-математическое естествознание того времени, попытка применить методы науки непосредственно к решению философских вопросов определяли понимание рационализмом из которых якобы и может быть выведено всё остальное знание по аналогии с геометрическими аксиомами. Эмпиризм пришёл к уподоблению данных чувственности как элементарных единиц знания своеобразным «атомам», взаимодействие которых порождает все остальные познавательные образования. Взаимоотношение чувственности и разума, эмпирического и рационального исследовалось Теория познания не только как проблема происхождения знания, а прежде всего как проблема логического обоснования системы знания. В этой связи философия 17-18 вв. Декартом выделения субъекта субъективного как чего-то резко отличного от материальной субстанции и логически противоположного. Материалистический эмпиризм, выступая против превращения идеалистами-рационалистами мышления в самостоятельную субстанцию, в «рациональную вещь», остро критиковал декартовское учение о врождённых идеях. Признавая сам факт существования «я» как феномена психической жизни, непосредственно переживаемого познающим субъектом, эмпиризм безуспешно пытался объяснить происхождение и функционирование внутреннего опыта - проблему, неразрешимую в рамках метафизической формы материализма того времени. Слабости метафизического материализма были использованы субъективным идеализмом Дж. В философской системе Канта впервые предпринимается попытка построить такую Теория познания. Кант постулировал зависимость реальности от самого познания: объект и субъект познания существуют лишь как форма протекания познавательной деятельности. По Канту, предметность, объективация содержаний знания - форма деятельности субъекта который не существует вне познаваемых им предметов ; с др. Установка Канта на создание «чистой» Теория познания. Доведение до конца «чистого гносеологизма» принадлежит ужеотвергнувшему не только «вещь в себе», но и самого субъекта, осуществляющего познание. После Канта немецкая классическая философия стремилась преодолеть разрыв гносеологической и онтологической проблематики. Наиболее полно в домарксистской философии эта задача решалась Утверждая диалектическую взаимозависимость субъекта и объекта, Гегель показал несостоятельность их метафизического противопоставления. По Гегелю, субъект и объект по существу тождественны друг другу, так как в основе действительности лежит саморазвитие абсолютного духа, который является абсолютным субъектом, имеющим в качестве объекта самого. Отсюда проистекает принцип совпадения диалектики, логики и Теория познания сформулированный Гегелем на объективно-идеалистической основе. Анализ проблем Теория познания в буржуазной философии 20. Впервые в истории Теория познания идеалистический эмпиризмсочетается с онтологизмом, то есть с определёнными допущениями о реальности и её свойствах. Фундаментальное для эмпиризма понятие элементарных данных чувственности истолковывается как относящееся не к субъективным психическим переживаниям субъекта, а к некоторым объективно то есть независимо от индивидуального сознания существующим чувственным сущностям «нейтральные» элементы мира Маха, «чувственные данные» неореалистов, «сенсибилии» Теория познания такого типа сочетают в себе черты как субъективного, так и объективного идеализма. Другая особенность современной западной философии состоит в появлении направлений,которые отрицают осмысленность Теория познания как и всей классической философии. С точки зрения логического позитивизма, идеалом осмысленности является научное знание; все предложения науки можно разделить либо на синтетические высказывания эмпирических науклибо на аналитические истины логики, математики ; классические философские проблемы не имеют смысла, ибо предполагаемые этими проблемами возможные ответы не могут быть отнесены ни к эмпирически-синтетическим, ни к аналитическим высказываниям. Проблемы Теория познания отношение субъекта к объекту. Теория познания марксистско-ленинской философии. Отвергая все формы гносеологического идеализма, марксистско-ленинская Теория познания исходит из последовательно материалистического решениято есть рассматривает познаваемый материальный мир, объективную реальность как существующую вне и независимо от сознания. Из принципиального тезиса о материальной обусловленности познания следует, что процесс познания осуществляется не неким оторванным от человека «чистым» сознанием или самосознанием, а реальным человеком посредством его сознания. Будучи последовательно материалистической, марксистско-ленинская Теория познания не есть, однако, простое продолжение сложившейся в домарксистской философии материалистической линии в решении проблем гносеологии см. В системе философии марксизма-ленинизма Теория познания существенно преобразуется и по структуре, и по содержанию своих проблем, и по характеру связи как с другими разделами философии и социальной теории, так и с проблемами реальной жизни. Основная особенность диалектико-материалистической Теория познания определяется тем, что её развитие осуществляется на основе материалистически истолковываемого тезиса о единствелогики и Теория познания см. «Диалектика и есть теория познания Гегеля и марксизма. Это означает, что в системе марксистско-ленинской философии не существует ни «чистой онтологии», ни «чистой гносеологии»; во всякой крупной философской проблеме диалектический материализм рассматривает онтологический и гносеологический аспекты в их единстве. Примеры такого принципиально нового подхода даёт работа Ленина «Материализм и эмпириокритицизм», в которой содержится теоретико-познавательное истолкование ряда категорий, являющихся, с точки зрения метафизической философии, «чисто онтологическими»,,и др. Вместе с тем при решении любой проблемы Теория познания марксизм-ленинизм исходит из определённых представлений о структуре объективной реальности, о месте познавательного процесса в системе действительности. Диалектический материализм не только снимает противопоставление Теория познания ино кладет конец характерному для немарксистской философии отрыву проблем Теория познания от проблем социального бытия. Сущность и природа познания носят социальный характер и, следовательно, не могут быть поняты в изоляции от предметно-практической деятельности, которая есть подлинная сущность человека. Поэтому познания производен от субъекта ; познающий субъект - это не изолированный от др. Исходные знания о мире даны человеку в чувств. Марксистская Теория познания противостоит идеалистическому и метафизически истолкованномуона подчёркивает несводимость рационального познанияк простому суммированию или механическому преобразованию данных органов чувств. Поэтому те эмпирические данные, с которыми имеет дело наука, образуются в результате использования теоретических положений для описания содержания чувственного и предполагают ряд теоретических. Наряду с этим чувственный опыт, выступающий в качестве исходной основы познавательного процесса, понимается не как пассивное запечатление воздействия предметов внешнего мира, а как момент активной практической, чувственно-предметной деятельности. Теоретическое мышление руководствуется при воспроизведении объекта познания методомс которым неразрывно связаны принципы единстваи см. Формами отражения объективной действительности в познании являются и законы материалистической диалектики, выступающие также и как методология. Общая схема процесса познания выражена в положении Ленина: «От живого созерцания к абстрактному мышлению и от него к практике» там же. Характер и уровень развития материальной практики, то есть деятельности по преобразованию природной и социальной реальности, определяет и горизонт познания для любых конкретных условий истории. В классово-антагонистическом обществе характер практики того или иного класса существенно определяет возможности объективно-истинного познания для его представителей. Революционное преобразование общества, осуществляемое рабочим классом, не только обеспечивает всемирно-исторический прогресс человечества, но и непосредственно служит прогрессу познания. Познавательный процесс рассматривается в марксистско-ленинской Теория познания не только и не столько в той форме, в какой он осуществляется в голове индивида, сколько в форме социально-исторического процесса развития знания. Теория познания, подчёркивал Ленин, «. Познание мира отдельным человеком опосредовано всемирно-историческим процессом развития знания. Для домарксистской и немарксистской Теория познания характерно сведение проблемы обоснования знания к поиску некоей абсолютно неизменной, внеисторической предельной основы всякого знания, позволяющей осуществлять внеисторическую оценку продуктов познавательной деятельности. Марксистско-ленинская Теория познания последовательно проводя диалектико-материалистический принцип в анализе знания, подчёркивает конкретноисторический характер оснований знания, изменение логической структуры систем знания и прежде всего научных теорий в процессе развития человеческого познания, которое происходит в определённой связи с изменением социальных и культурных институтов. Вместе с тем диалектический материализм решительно выступает против какого бы то ни было гносеологическогоразвивая учение о диалектике абсолютной и относительной и подчёркивая наличие в человеческих знаниях объективной истины, то есть такого содержания, которое не зависит ни от человека, ни от человечества. Этапы познания - это ступени на пути всё более точного и всестороннего воспроизведения в знании объективного положения дел. Общественно-историческая практика выступает не только как основа и цель познания, но и как критерий истины. Краеугольный камень материалистической Теория познания - принцип. Диалектико-материалистическая теория отражения, основы которой заложены Энгельсом и разработка которой была поднята на новую ступень Лениным, лежит в фундаменте всей марксистско-ленинской философии. В системе диалектического материализма нет абсолютного совпадения Теория познания и теории отражения. Последняя имеет дело не только с анализом познания и знания, но и с исследованием тех форм отражения, которые существуют на допознавательном уровне, в частности в неживой природе. Марксистсколенинская теория отражения существенным образом отличается от теории отражения домарксистского метафизического материализма, носившей созерцательный характер. Диалектический материализм показывает, что специфически человеческое отражение осуществляется в неразрывной связи и на основе активной практической преобразовательной деятельности. Поэтому и сам познавательный процесс протекает не в форме пассивного созерцания некоторых вовне данных объектов, а в виде ряда организованных в систему идеальных действий, операций, формирующих определённые «идеальные объекты», которые и служат средствами для познавательного освоения, отражения объективного мира. Процесс отражения, таким образом, понимается в неразрывной связи с процессом материального идеального творчества. История Теория познания доказывает, что эта область философии в большей степени, чем другие, связана с наукой, выступая в ряде случаев как критический анализ истолкование не всегда, конечно, адекватное научных данных. Так, Теория познания Канта в значительной степени есть попытка философского осмысления ньютоновской механики; логический позитивизм пытался выдать себя за концепцию, формулирующую познавательные процедуры, которые характеризуют современную науку. Однако Теория познания не тождественна некоей метанауке. Она сложилась как сфера философского знания задолго до появления современной науки; к тому же не всякое метанаучное исследование носит гносеологический характер. Как анализ логической структуры той или иной конкретной научной теории например,и т. Теоретико-познавательное истолкование науки начинается там, где теоретические конструкции интерпретируются с точки зрения их соответствия реальности, истинности, возможности приписать статус существования тем или иным используемым в абстрактным объектам, возможности оценить как аналитические или синтетические те или иные высказывания данной научной области. Такое исследование связано с анализом содержания эмпирических данных, подтверждающих теорию, с точки зрения их обоснованности, наличия в них достоверного и проблематического знания. Гносеологическая интерпретация конкретных научных теорий выступает, с одной стороны, как приложение некоторых общих принципов Теория познания к анализу специальных случаев, с другой - как своеобразная ассимиляция новых научных результатов для уточнения, а иногда и пересмотра некоторых общих гносеологических постулатов. Например, революция в физике на рубеже 19-20 вв. Ленин, проанализировав развитие естествознания в начале 20 в. Теория познания была и остаётся особой сферой философского знания, которая в силу этого не может быть оторвана от решения основных мировоззренческих проблем. Экономико-философские рукописи 1844 г. Из ранних произведений, М. Материализм и эмпириокритицизм, Полн. Метафизические размышления, в кн. Трактат о началах человеческого знания, СПБ. Критика чистого разума, Соч. Современные теории познания, пер. В Большой Советской Энциклопедии рядом со словом "Теория познания" Статья про слово " Теория познания" в Большой Советской Энциклопедии была прочитана 37176 .